От предпринимателей Новосибирска требуют вернуть деньги за их товар


Что угрожает бизнесменам Сибири
9 февраля 2020, 18:19
Вести новосибирск

Поработал – сам за это и заплати – абсурд? Нет, вполне реальная жизненная ситуация, в которой сегодня оказались десятки предпринимателей по всей Сибири. С них требуют вернуть деньги за их же товар, проданный крупной торговой сетью. Когда-то ретейлер был одним из первых на местном рынке, лидером по оборотам и прибыли. Сегодня  в стадии банкротства. Процедура вызвала цепную реакцию. Первым под удар попал малый и средний бизнес. По сути, теперь его обязывают расплатиться по долгам своего бывшего партнера. История для региона беспрецедентная. Кто еще может оказаться в роли без вины виноватых и пострадать от торговых катаклизмов?

  

Елена Волынец год за годом с ноля строила свой бизнес. Реальное производство. Плодоовощная консервация, соки, детские пюре. Полсотни рабочих мест. Налоги. Отлаженные связи с аграриями. Сегодня впервые за 20 лет боится – всё может рухнуть в один день. Одна из торговых сетей задолжала крупную сумму. Но вместо расчета добросовестный поставщик получил требование, которое повергло в шок. Вернуть ранее полученные деньги за свой же товар в размере девяти миллионов.

 «У нас стоит вопрос о закрытии предприятия. Это соответственно уволенные люди, это недоплата денег в бюджет», – говорит  владелец предприятия по производству плодоовощной консервации из Новосибирска Елена Волынец.

Масштаб близкого экономического бедствия именно такой. Не просто требования – иски и судебные решения  вернуть честно заработанные деньги от сотен тысяч до десятков миллионов уже получили поставщики торговой сети по всей Сибири. Производители из Томска, Алтая, Кемерово, Омска приехали в Новосибирск, чтобы выстроить общую линию защиты и найти союзников во власти.

 «Есть определенные критерии, по которым суд оценивает данную ситуацию. У некоторых предприятий есть в районных центрах заводы. И это градообразующие предприятия. Люди просто потеряют работу и что им делать в своей деревне? Пить? Уезжать? К сожалению, на это никто не обращает внимания», – сетует генеральный директор компании по производству бытовой химии и косметики из Барнаула Александр Гладышев.

 

Торговая сеть «Холидей», которой поставляли товары десятки производителей по всей Сибири, еще в 2016 году по версии журнала Форбс входила в сотню крупнейших компаний в России. В головном офисе пусто. Внутри работает офис другой торговой компании того же собственника. «Холидей» же в стадии банкротства. Банки потребовали досрочно погасить многомиллиардные кредиты.

Местным сетям стало сложно конкурировать с крупными федеральными игроками на рынке. Собственник «Холидея» в поисках своей ниши перестроил торговлю под эконом-формат. Банки в стратегию не поверили.

Все расчеты в этот период попали в разряд сомнительных. Конкурсный управляющий обязан их оспаривать, чтобы обеспечить погашение долгов в порядке очереди. Первые в списке на получение денег и имущества банкрота – банки. Именно они получат деньги, взысканные с поставщиков. Их же место в очереди кредиторов, в самом хвосте.

Формально всё по закону, по сути – абсурд.

 «У нас есть нацпроект развития предпринимательства. Сейчас, такое ощущение, что его надо переименовать в «убей предпринимателя», – говорит руководитель бюро по защите прав предпринимателей общественной организации «Опора России» Наталья Пинигина. – Мы радостно покупаем оборудование, наращиваем объем продукции, поставляем её в сети, честно ждем от месяца до года расчётов, а потом нам говорят «извините, даже то, что вам когда-то заплатили, вы верните. Вопрос – зачем нам в рамках нацпроекта поддержка? Лучше сразу не открываться. Вся идея развития малого бизнеса сводится на нет».

С подобным прецедентом в столь серьезном масштабе регион столкнулся впервые. Первые иски – лишь вершина айсберга. В так называемый сомнительный период «Холидей» произвел расчеты на шесть миллиардов. Круг честных компаний, которые могут пострадать от банкротства торговой сети – намного больше.

 «Будет оспорено порядка 1700 сделок. Сюда входят не только сделки с поставщиками. Сюда входят и сделки с покупателями недвижимости – крупными федеральными сетями. Сюда входят и платежи в бюджет. Если кредиторы не договорятся, то число тех, кто будет затронут этой ситуацией, причем затронут законно – будет очень большое», – считает представитель основателя группы компаний «Холидей» Ирина Гребнева.

К переговорам о мировом соглашении между владельцем торговой сети-банкрота и банками уже подключился новосибирский минпромторг. Пока крупные кредиторы не идут на уступки. Сибирские производители тем временем ждут новых судебных решений, исполнительных листов и закрытия предприятий. И главное – ответа на вопрос: даже если история с «Холидеем» закончится благополучно, как работать дальше? Где гарантия, что всё не повторится с другими сетями?

 «В этих условиях сегодня работать очень тяжело производителю. Порой руки опускаются,  хочется всё бросить и остановиться», – сокрушается Елена Волынец.

 На собрании сибирских производителей в Новосибирске обсуждали одну из возможных мер – введение обязательного страхования ответственности торговых сетей перед поставщиками. «Опора России» уже направила предложение в ассоциацию страховщиков для расчетов: сколько это может стоить,  чтобы потом с цифрами внести законотворческую инициативу в Госдуму. Рынок уже переполнен информацией о скором банкротстве еще нескольких ретейлеров. Цепная реакция может затронуть малый и средний бизнес по всей стране.

 

читайте также