Откройте частным пилотам дорогу в небо! Новосибирец обратился к Президенту России

26 февраля 2017, 15:23
Современные самолеты строим, а сесть за штурвал некому. В российских войсках дефицит пилотов – на этой неделе это открыто признал министр обороны Сергей Шойгу. Более тысячи летчиков не хватало Воздушно-космическим силам в прошлом году. Выход нашли – продлили контракты действующим летчикам. Решение временное. А кто придет на смену? Кто и где воспитывает будущих защитников небесных границ России?

Тем временем в мирной авиации ситуация прямо противоположная. В небо просятся! Но – не пускают, и даже штрафуют. В Новосибирской области только в этом году начато уже несколько процессов против пилотов-любителей. Один показывал людям землю с высоты птичьего полета – значит, «нелегально оказывал услуги такси». Другая и вовсе учила летать. Да, призер чемпионата мира, а на образовательную деятельность лицензии нет. У третьего взлетная полоса проходит по потенциальной пашне. Ну и что, что там давно не сеют. Или вот соседи по даче жалуются – новоявленный Кулибин чуть не упал им на головы с самодельным самолетом. Ну и что, что служил военным летчиком – где современное удостоверение? Послушаешь – так и хочется сказать: «Ишь, разлетались!..» «Разлетаешься тут!» – отзовутся пилоты-любители. Руки-крылья связаны. Довели. И новосибирский пенсионер написал письмо Владимир Путину.

Он диктует – она печатает. Молча. Хотя Татьяне есть, что сказать Президенту России. Почему ее мужу, который долгие годы служил Родине в небе, а в свободное время учил детей строить самолеты в им же созданных авиакружках на Кавказе и Дальнем Востоке, почему такому, как ОН, отказали от неба? Прокуратура ославила Яшанина на всю страну – летал без прав над дачным обществом на самодельном самолете. Он факт признал. Штраф заплатил. Но осадок остался.

Анатолий Яшанин, пилот-любитель: «Вот наши летчики, вертолетчики в Толмачёво – они летают по всем тем же требованиям, которые здесь написаны. Завтра они оставят службу, сделают самолет – и им все это предъявят. Вчера они летали – им все можно. А сегодня им уже ничего нельзя».

Черновик. Заметно волнуется. С чего начать? Как объяснить Президенту, почему в его стране авиалюбители уходят «в партизаны»? Этот самолет дороже самодельного яшанинского в десятки раз. Самая простая комплектация стоит 80 000 евро. А здесь – и автопилот, и системы, как на больших лайнерах. Олег Кобзев может себе это позволить: есть и пилотские корочки, и самолет. Но согласен с пенсионером.

Олег Кобзев, руководитель Новосибирского отделения Общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов: «Развиваться у нас не получается. Везде стоят препоны».

Олег представляет в межрегиональной ассоциации интересы новосибирских авиаторов, которых на область больше сотни. Регулярно от земли отрывается лишь каждый пятый, вылетают за пределы Сибири – еще меньше. Жизнь пилота в России – это «путь воина», горько шутят на авиафорумах. Дорога в небо и впрямь лежит через круги бюрократического ада. Логичное требование закона: хочешь рулить на дороге или в небе – получи права. На этом сходство транспортных сфер заканчивается, а пилот вступает на первый круг: найти лётную школу. В огромной стране можно пересчитать по пальцам города, где выдают корочки пилота авиации общего назначения – то есть для себя, а не пассажиров возить. А значит, придется на несколько месяцев переехать, бросив работу и семью. Вам повезло, вы в Новосибирске, где есть школа? Копите деньги! Курс теории плюс 40 часов лётной подготовки – от 400 000 рублей. Почти вся сумма – за часы практики, и сократить их не получится. Есть опыт? Вы военный летчик или спортсмен? Извините, в России нет программ ускоренной переподготовки. Есть свой самолет и хотите сэкономить на аренде судна? Воздушный кодекс прямо этого не запрещает – но все же не получится.

Артем Яшанин, курсант летной школы: «Говорят, что такие документы не принимают в Росавиации, надо отлетать конкретно в лётной школе на конкретных аппаратах».

Артем Яшанин с отцом могут рассказать о третьем круге ада российских фанатов неба. Они построили самолет. Как зарегистрировать судно? Сегодня по закону нет разницы, кто построил самолет – самоделкин Яшанин или авиакорпорация «Сухой», процедура одна и та же. Прием документов – только в Москве и только лично. Покупайте билеты и молитесь, чтобы пакет документов приняли с первого раза. В отличие от госкорпорации, «частнику» надо еще приложить заключение, что его транспорт с крыльями – воздушное судно. И не важно, построил он его сам за 80 000 рублей или купил на Западе за 80 000 евро.

Артем Яшанин, курсант летной школы, самолетостроитель: «Они без бумажки не верят, что это самолет. Прокуратура – верит и знает, а Росавиация без комплексного заключения не хочет принимать документы».

Зарегистрировали? В небо всё еще нельзя. Сначала получите сертификат лётной годности – грубо говоря, пройдите «теохсмотр». И вновь – собрали ли самолет на заводе или в гараже – требования одинаковые. Сумели выполнить? Открывайте кошелек. В теории, годность должна подтверждать госструктура, Росавиация, за госпошлину в 650 рублей, но на практике направляют в экспертные организации, каких в стране – единицы. Новосибирцам повезло – СибНИА под боком. Сертификация обходится в десятки тысяч рублей, но хоть ехать недалеко... В итоге, не считая загубленных нервов, легализовать самолет выходит дороже, чем его построить.

Артем Яшанин, курсант летной школы: «Я понимаю, если бы в России мы были какие-то первые – «таких нигде в мире нет, а вы, какие-то чудаки, тут летаете». Но в мире это – норма».

Легендарный Ошкош. В маленький американский городок каждый год слетаются авиаторы со всего мира. На одном поле – и специализированные компании, и «самоделкины», «гаражная авиация». Общение, шоу-программа, обмен опытом, деловые контакты. Сотни участников. А это – Новосибирск. Аэропорт посреди богатого города-миллионника. Закрыт. Под застройку. На небольшом участке пилоты-энтузиасты чистят взлетную полосу – «для своих». Для тех, кто прошел два первых круга: «корочки» пилота – на руках. На борту – официальный номер? Рано расслабляться. Во-первых, техосмотр придется повторять – сертификат летной годности действует всего один год. Во-вторых, вы никогда не сможете на сто процентов уверены быть в том, что все сделали правильно.

Олег Кобзев, руководитель Новосибирского отделения Общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов: «Воздушное законодательство крайне сложное и противоречивое, потому что мы сейчас переходим на новое законодательство, а многие старые нормы еще не отменены. В Советском Союзе действовала одна-единственная авиакомпания – «Аэрофлот». И документы были для нее расписаны, и не было ни частных пилотов, ни частных посадочных площадок. А к нам сегодня предъявляют точно такие же требования, как в СССР, когда их выполнение обеспечивало государство».

Где ждут частных пилотов? Площадок все меньше. Даже на арендованном поле не так просто приземлиться. Земли сельхозназначения. Такой подход ежегодно лишает страну сотни миллиардов рублей, уверен доктор наук из Ростова-на Дону, пилот Вадим Цыганаш. От имени всех авиаторов впервые в российской практике он поднял вопрос об экономическом значении малой авиации.

Вадим Цыганаш, автор исследования «Современные авиапромыслы малой авиации в России», д.ф.н.: «К сожалению, та картинка, которая представлялась в момент, когда создавалась регулировка малой авиации – в 1998 в ФЗ о развитии гражданской авиации – была другой, неэкономической: «богатый человек летит с семьей на собственном самолете».

Остальное сделает ДОСААФ. Но за годы общество потеряло почти весь свой флот. Частники способны подхватить флаг, установленный на флагшток. Его купили на http://www.g-mg.ru/flagshtok/. Пилоты-частники также могут выполнять уникальные работы, на которые большая авиация не способна просто технически. Авиахимия. Опыление полей, чтобы повысить урожайность или спасти местных жителей от комаров. Городские праздники. Авиаэкскурсии. Самолетостроение – в тех же гаражах, но на заказ. Не развлечение, рынок. Картинку надо менять, но кому? «В воздушно-космических силах уже дефицит летчиков», – констатирует министр обороны России. При всех льготах современной армии – некому сесть за штурвал. А это – лётная элита. Верхушка пирамиды, у которой разрушено основание.

Марина Калаева, инструктор, чемпионка мира по планерному спорту: «Мало интересуются авиацией. Приходят «полетать». Раньше мальчишки приходили и знали всё! Если речь идет о начале авиации, то здесь нет никакого интереса, они просто что-то как-то где-то слышали».

Это констатирует чемпионка мира по планерному спорту. Почти тридцать лет Марина Калаева учит других летать: когда-то – в ДОСААФ, сегодня – на аэродроме в Мочище. Здесь тоже по-своему пытаются исправить ситуацию. Критерии отбора – здоровье и отличная учеба. Правда, программа действует только для одного вуза – Новосибирского технического университета. Те, кто учится строить самолеты, должны знать, что это такое – летать.

Кирилл Исаев, инструктор аэродрома Мочище, стипендиат Фонда развития малой авиации: «Это была мечта и цель всей моей жизни – научиться летать. И летать для своего удовольствия».

Кириллу Исаеву повезло, как когда-то повезло Марине Калаевой или Анатолию Яшанину: они просто пришли в ДОСААФ. Сегодня пропуск в небо – не желание, а деньги. Но наличие прав не гарантирует, что пилот будет летать по правилам, и в этом авиация и автомобильный мир очень похожи. Опыт и культуру полетов не купить, это передается при личном общении с профессионалами, с такими фанатами неба, как Анатолий Яшанин. Три года назад у пенсионера обнаружили рак. Яшанин победил. И сейчас не сдается.

Анатолий Яшанин, пилот-любитель: «Есть проверенные способы переподготовки – это самостоятельная подготовка, сдача зачетов и контрольные полеты».

Возвращать на землю надо не пилотов, а чиновников. Первый шаг пенсионер сделал – официально обратился к Президенту России: просит дать поручение разработать программу переподготовки военных летчиков для полетов на самолетах авиации общего назначения.

Анатолий Яшанин, пилот-любитель: «Нам много-то не надо, любителям малой авиации, бывшим летчикам. Пустите нас в аэроклубы, не мучайте нас».


Подписывайтесь на наш канал в YouTube, чтобы оперативно получать свежие новости