Пустились по кругу: чем занимаются хороводоводы в Новосибирске


Пустились по кругу: чем занимаются хороводоводы в Новосибирске
В Новосибирске замечен всплеск интереса к хороводным пляскам: что вынуждает офисных работников бросить дела и отправится танцевать в поле?
20 сентября 2016, 17:30
Фото: Катерина Кавлакан, Татьяна Кудрявцева, Алексей Зырянов, Надежда Семченко
Вести новосибирск

Ежегодно в Новосибирске появляются новые способы отлично провести свободное время. За последние пару лет в городе появились спортивные комплексы, игровые квесты, кофейни всех видов, на всякий вкус и цвет.

В таком молодом городе как Новосибирск, где история и традиции насчитывают всего век , среди платежеспособной молодежи стало популярно занятие, которое можно отнести к развлечениям старшего поколения — танцы и хороводы. Что вынуждает офисных работников бросить дела и отправится водить хороводы в поле?

Елизавета Топоркова,  в прошлом организатор фестиваля «Творец», а сейчас — хороводница, прививает новосибирцам любовь к русской культуре и традициям: «Если собрать разновозрастную аудиторию и попросить исполнить какую-нибудь русскую песню, все вместе они смогут исполнить, скорее всего, военную песню. Старинные, исконно русские песни, мы забыли. Я занимаюсь русской традицией и предлагаю ее в формате для современных людей. На занятиях мы разбираем обряды — свадебные обряды, святки, рождественские гадания. Моя задача — вплести русские традиции в современную жизнь. Материалы чаще всего беру из открытых источников с научных порталов, направленных на сохранение культурного наследия.

Хоровод — это вообще не про веселье. Традиция старается пробиться любой ценой — поэтому до нас она дошла в форме детских игр. На самом деле хороводы — достойный ответ мудрости востока и практики йоги как медитации. Это коллективное действие, когда все двигаются и поют. В йоге или медитации такого не увидишь — там все-таки занятия происходят с самим собой.

В хороводах три уровня «настройки». Сначала нужно наладить контакт с собой — чувствовать, как ты поешь и двигаешься. Второй уровень — коллективная практика. Тут хороводы дают фору многим. Тебе нужно двигаться, отвечая на движение соседа. Третья часть — это настроится на окружающую природу, прочувствовать ее.

Наши предки еще сто лет назад жили в слиянии миров, поэтому они старались регламентировать отношения с внешним миром. С одной стороны необходимо было выйти из своего мира и попросить силы, а с другой стороны — защититься от невзгод. Пример — погадать на святки.

Через песни и хороводы мы можем восстанавливаем это состояние, необычное для нас. Сейчас человек редко может взаимодействовать с природой, с другим, с собой — а эти умения можно восстанавливать. Если раньше просьбы сводились к хорошему урожаю, то сейчас современные люди могут просить помощи в интеллектуальных проектах».

AE7muwMiYc8.jpg

Как оказалось, спрос у жителей Новосибирска на ностальгию есть. В группе в соцсетях  хороводами интересуются 1,5 тысячи молодых людей в возрасте от 25 до 40 лет. На летние занятия на свежем воздухе приходит в среднем по 80 человек. 

Вообще, хороводы можно водить и по спирали, и «ручейком», и в виде всевозможных орнаментов. Следование четким правилам не обязательно - главное, чтобы был отклик души, пояснила организатор.

«Мы поём. Традиционная песня удивительна. Тягуче-грустная или лёгкая и весёлая, она поётся будто сама собой. Сначала мы, конечно, запоминаем мелодию, поём, глядя в слова. А потом, уже в хороводе, песня вдруг начинает звучать. Голоса сливаются в общий хор, и песня идёт прямиком от души», — прокомментировала одна из посетительниц хороводов.

За два года существования проекта кроме хороводов на занятиях появились и целовальные игры, и суровые разминки для мужчин.

Целовальные игры столетиями практиковались на вечорках: «Вечорки раньше проводились для молодежи, которая еще не определилась с выбором пары. Девушки вытягивают из хоровода понравившегося парня и целуют его. Парни после вечорки уже точно знают — какая девушка им подходит, потому что это не банальное свидание в кофейне, где можно соврать. По тому, как девушка на него смотрит, как двигается, как чувствует, ты узнаешь человека настоящего. Это очень чисто, чувственно и трогательно. В этом всем много жизни», — добавил Павел Топорков, еще один организатор проекта.

1LAZu-obM00.jpg

Поиском и трансформацией русской традиции занимается Елизавета Топоркова. Благодаря ее паломничеству по небольшим центрам зодчества и деревням, где жители еще могут передать традиции, в проекте появились и подвижные игры. «Есть в общем такая игра: люди встают в круг, в центре стает галящий, который крутит на веревке  валенок. Тот, кто успел подпрыгнуть не задев веревки и при этом снять шапку у галящего — выигрывает», —рассказал Павел Топорков.

На встречах бывают игры и посерьезней — когда мужчины играют в «стенку на стенку», адреналин доходит до такого предела, что вежливая просьба разойтись не помогает — и приходится брать нагайку. «Да, нагайкой иногда приходится бить. Мужчины кричат в процессе игры, и видишь, что с криком изнутри что-то прорывается — то, что люди в себе еще не испытывали», – заметил Павел.

 «Вот не было сил – вот ты попел, потанцевал, поиграл, — и они взялись, откуда ни возьмись. Вот что происходит благодаря таким практикам. К нам приходят молодые люди, которые давно не двигались, в поисках новых переживаний. Они могут пропеть свои эмоции в песне, выплеснуть наболевшие проблемы в схватке с оппонентом, размяться и получить заряд энергии», — пояснил Павел Топорков. 

RKKOZp4YKdg.jpg

Аспирант СурГРУ, этнограф, Евгения Щербина на вопрос, откуда в 21 веке появился спрос на такой досуг, заметила: «В русской крестьянской общине праздничный хоровод был, как бы мы сейчас сказали — формой нетворкинга, то есть, общения, налаживания контактов, образования социальных связей, наряду с уличными гуляниями, посиделками и другими формами такой не повседневной, праздничной коммуникации. В традиционной культуре хоровод мог быть шутливым, игровым, а мог и быть насыщен важной символикой, особенно если проводился в период календарных праздников, например, Святок, Троицы, Рождества. Символика, как правило, означала плодородие, урожайность, благополучие, но к XIX веку хороводы для крестьян, а тем более в городской среде, в значительной степени утратили это символическое содержание и стали просто веселым времяпрепровождением. 

Но мода на все эти элементы ушедшей этнической культуры — хороводы, свадебные, крестильные и прочие обряды, ношение украшений и одежды в этническом стиле - может в какие-то моменты актуализироваться. Для современного горожанина хоровод — это уже экзотика, а не часть его родной культуры. Это что-то новое, любопытное, а от того и увлекательное». 

kbjFD0osp4k.jpg

Фото: Катерина Кавлакан, Татьяна Кудрявцева, Алексей Зырянов, Надежда Семченко
читайте также