«Театр начинается с любви»: в «Победе» показали и обсудили фильм о Народном театре


Театр начинается с любви. Это заявление – в названии нового документального фильма ГТРК «Новосибирск». Это история о Народном театре. Самодеятельность или альтернативное творчество? Профессионалы или любители. Обсуждаем в формате КиноРубки. О картине и о том, какую главную проблему в современном театре видит главный герой фильма.
29 января 2017, 11:27
Вести новосибирск

Он пришел к ней в театральную студию. Педагог - эффектная женщина – на 13 лет старше ученика. Влюбился. И дорогой к сердцу будущей жены – стали совместные спектакли. Супруги Мамонтовы, режиссеры Мамонтовы – словно дитя - пестовали свой народный театр. Работали со всеми, кто приходил. Сегодня их ученики - известные в Новосибирске - политики, врачи, артисты.

Нина Шалабаева, Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области: «Она мне напоминала Ермолову. У неё было такое темно-зеленое платье, и когда она ходила – шла Ермолова. Была очень строгая. Она могла ничего не говорить словами – но она могла так посмотреть! Опоздания абсолютно не принимались. Начало репетиции было в двадцать ноль-ноль».

Антон Лучанский, Автор фильма: «Здесь, в большом зале библиотеки имени Лихачева - в 94-м году проходили последние репетиции. По разным причинам коллектив театра имени Светлова покинул стены ДК Горького. Но примерно в то же самое время в разных концах Новосибирска так же тихо угасали и другие любимые, близкие, народные театры».

Лишившись господдержки – театральная самодеятельность прочно встала на коммерческие рельсы. Теперь это удовольствие не для всех. Кто сегодня находит время и деньги - давать жизнь любительским спектаклям? Обсудили в кинотеатре "Победа" на ток-шоу кино-рубка - сразу после просмотра документальной премьеры.

Яна Глембоцкая, Ректор Новосибирского государственного театрального института: «Мы вот, может быть, взяли на себя ту миссию, которую раньше выполняли народные театры - учим взрослых людей, имеющих уже другое образование - всерьез их учим для того, чтобы они стали артистами. Я думаю, что меньшинство из них захотят в итоге поменять профессию и пойти в театр, хотя это тоже не исключено. Люди приходят учиться, готовы платить очень серьезные деньги за год обучения, потому что меньше денег брать мы не имеем права, нам ревизоры не велят».

Зинаида Куприенко, Преподаватель танца и актерского мастерства: «Я считаю, что эти люди абсолютно во всех, кто к ним приходил в театр, воспитывали вот это профессионально честное отношение к делу, которым ты занимаешься».

Роман Якушкин, Актер театра "На левом берегу": «Я общался с коллегами из Франции, из Чехии, из Великобритании. Они мне рассказывали, что на один небольшой по нашим российским меркам - европейский городок, где там тысяч триста населения - один городской театр, который финансирует мэрия. И штук семь - народных театров. Я у них спрашиваю, ребята, а на какие деньги? Они что, сбрасываются? Нет! Там законодательство построено так, что любой предприниматель, который жертвует на театр какие-то проценты со своего дохода - у него дикое просто по нашим меркам - послабление по государственным налогам».

Сергей Меньшиков, Художник: «С государственной политикой всё понятно, да? Была такая политика - сейчас другая политика. Всё завязано на деньгах, к сожалению, в современном мире. Но вот привожу аналог из нашей жизни - художественной. У нас платная студия, да люди приходят, платят, сами за свой счет краски, кисти, материалы, оплачивают аренду помещения, платят педагогу. Всё из собственного кармана. И сейчас эти студийцы, студийки у них собственная галерея в городе, они выкупили, сами выкупили площадку - и сделали так художественную галерею. Если есть мастер, есть и театр - так получается? – Да».

А бывает, есть Мастер. С Большой буквы. Но не согласен работать - на условиях нового времени.

Георгий Мамонтов, Режиссер, герой фильма "Театр начинается с любви": «Я хочу сказать, что конечно, народные театры, к сожалению, я так чувствую - в наше время - существовать не могут. Дело в том, что заняты все страшно зарабатыванием денег. И я сочувствую страшно дворцу культуры, который, ну который выживает! И они не виноваты. Мне предложили делать платные эти курсы, я говорю, как я могу? Этих взять, а этих не взять. А я не знаю, что из них вырастет - а денег буду брать. За что? За что? За то что, они ходят ко мне? Дак это же радоваться надо, что они ходят! Хуже, если не ходят. А за деньги...А те, кто талантливые, они же - они как правило, явам скажу, и в спорте, и везде - это те, у кого денег нет. Понимаете? И вот это самая главная проблема».

читайте также