«Вы кто?»: как в Новосибирске помогают покинутым старикам


«Вы кто?»: как в Новосибирске помогают покинутым старикам
В Новосибирске на следующей неделе стартует декада пожилых людей. Корреспондент «Вестей» узнал – кто и как помогает пожилым в городе.
23 сентября 2016, 13:20
Мария Шевлягина / Фото: Екатерина Лыжина, pixabay.com
Вести новосибирск

Что происходит?

На следующей неделе в Новосибирске начнется декада пожилого человека. Пенсионеры смогут бесплатно сходить в зоопарк, кинотеатр и дельфинарий, получат скидки на услуги парикмахерских, будут снижены цены на продукты. Предложений ожидается много — полный список будет опубликован на сайте мэрии. 

В Новосибирской области на начало 2016 года проживает 671 тысяча пенсионеров — это 24% от всего населения. Кто и каким образом помогает пожилым?

«Я не думала, что буду этим заниматься»

«Ты знаешь, можно так инициативу проявлять-проявлять и самой под дело какое-нибудь попасть», — ненавязчиво замечает полицейский Кате Сосновой, которая пришла в отдел полиции подать заявление о пропаже неизвестного дедушки.

Катя Соснова 2,5 года назад организовала благотворительный фонд «Евдокия». Задача фонда проста, но воплощается сложно — волонтеры помогают пожилым людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

Девушка заявляет — помощи соцзащиты недостаточно: «Я познакомилась с дедушкой в полицейском отделении — была там по своим делам. Он писал заявление о том, что к нему ходит мужчина в квартиру и забирает вещи, одежду, деньги. В холодильник может заглянуть. Я взяла контакты дедушки. Прихожу к нему через неделю — его нет дома. Соседи говорят, старика не видно уже неделю. Вызываю участкового, чтобы вскрыть дверь. Он мне отвечает «пятница вечер — я не поеду». Звоню в соцзащиту — на звонок приехали две женщины, постояли немного, затем говорят — 5 часов вечера, у нас рабочий день закончен. И уехали», — рассказала Катя.

W_pcVTUWOxM.jpg

Сотрудники новосибирского дома милосердия говорят, что не верят в добрые помыслы Сосновой и считают, что она просто хочет «прославится».

Катя вспоминает как волонтеры отстаивали права дедушки Захара Захарыча — его ситуация считается типичной. Дедушка, страдающий деменцией, подписал дарственную на квартиру на незнакомца. Чтобы отстоять права пожилого мужчины, пришлось полгода писать жалобы в ведомства, находить волонтеров-юристов, готовых представить интересы дедушки в суде, проводить экспертизы по психическому состоянию пожилого мужчины. Спустя время начались какие-то инициативы со стороны прокуратуры, и в итоге сделку по передаче квартиры признали незаконной.

На вопрос о том - зачем эта борьба нужна молодой  девушке -  Катя отвечает: «Я не думала, что буду этим заниматься. Я хочу, чтобы наше общество знало такие вещи, которым не учат в школе — как отстаивать свои права. Хочу, чтобы как можно большее количество волонтеров знало, как сотрудничать с ведомствами, и понимали куда обращаться. Это нужно не только тем, кто помогают пожилым, но волонтерам, занимающихся инвалидами и детям».

Фонд «Евдокия» не так давно выиграл президентский грант на проведение трех мероприятий, где сотрудники ведомств и волонтеры обсудили, как наладить помощь неблагополучным жителям, и в чем есть трудности.

«А вы кто?»

Сначала Соснова организовала группу «ВКонтакте» «Помощь покинутым старикам Новосибирска», где волонтеры решали организационные вопросы — кто едет к бабушке копать картошку, а кто купит нужные лекарства дедушке, который еще недавно торговал на улице своими вещами, чтобы купить еды. После того как волонтеров пару раз не пустили в больницу проверить подопечных, появилась потребность организовать фонд. 

«Когда обращаешься в какое-либо ведомство, встречаешь всегда вопрос — «А вы кто? Кем вы приходитесь гражданину?». Этот вопрос задают и в полиции, когда пишешь заявление о пропаже человека, и в соцразвитии, когда просишь предоставить человеку помощь. Обычно заявители в этот момент тушуются и инициатива пропадает. Тут главное знать — что заявить о помощь человеку может любой человек, не обязательно родственник», – рассказывает Катя. 

Количество волонтеров всегда разное. Сейчас есть костяк людей, которые могу позвонить написать, приехать — таких человек 30. Но 80% волонтеров — это люди, которые могут разово помочь.

U1qVodn8438.jpg

«С родственниками подопечных мы стараемся не общаться. Звонить и рассказывать, что мы помогаем чьему-то отцу, чаще всего неприятно — в ответ обычно я слышу «Ты что, девочка, спятила, зачем тебе мой дед нужен», — поясняет Соснова.

За несколько лет было много случаев, когда родственники все-таки появлялась на горизонте — кто-то помогал, кто-то мешал. Катя рассказывает: «Была такая история — две девушки ездили в область, навещали бабушку. Она была стеснена в средствах, ездила в город, просила милостыню. Девушки купили ей все что нужно — починили в доме технику, купили тарелки. Однажды эта бабушка пришла в полицию и написала на них заявление, что они мошенницы. Как оказалось, сделать это ее надоумили родственники, которые знали о бедственном положении женщины, но никак не помогали. В итоге бабушка до сих пор считает, что родственники ее «уберегли от мошенников» — и продолжает побираться».

Что с ведомствами

На сайте регионального Минсоцразвития опубликован телефон горячей линии, куда можно обратиться, если вы заметили пожилого человека, находящегося в бедственном положении. Номер работает круглосуточно. Как объяснила начальник управления информационно-аналитической работы министерства Наталья Климахина, на место обязательно приедет сотрудник, который предложит пожилому человеку помощь и проверит, как живет старик. На сайте также есть рубрика «Обратная связь», где можно оставить сообщение о тяжелой ситуации пожилого человека.

«Очень редко к нам обращаются по этой теме, к сожалению. Очень редко», — заметили на Горячей линии приема обращений от граждан министерства.

На помощь министерства может рассчитывать человек, у которого пенсии не хватает на жизнь. Если пенсия меньше прожиточного минимума — проблем для получения доплаты нет, нужно лишь собрать бумаги. Если большая часть пенсии идет на жизненно важные расходы – скажем, оплата съемного жилья —  можно также рассчитывать на предоставление социального жилья, либо увеличение выплат.

Человек может претендовать на социальные выплаты, если он потерял имущество при пожаре. В этом случае ведомство может оплачивать до 100 тысяч рублей единовременной материальной помощи  — в зависимости от состава семьи. Если пожилой не может сам за собой ухаживать, — он может попросить о социальном обслуживании на дому. Эти услуги предоставляются женщинам старше 55 лет, мужчинам – старше 60 лет на бесплатной основе, и, как заверили в ведомстве, очереди сейчас нет.

На вопрос о том, как сотрудники Минсоцзарвития относятся к волонтерскому движению, Климахина отвечает: «Мы стремимся сотрудничать с любыми инициативными группами, которые есть у нас в городе. Не было случая, чтобы мы когда-то не предоставили помощь». 

Мария Шевлягина / Фото: Екатерина Лыжина, pixabay.com
читайте также