Ракетные войска стратегического назначения провели первые в стране зимние тактические занятия


Под Новосибирском базируется одна из дивизий этого рода войск. По некоторым параметрам ей нет равных в стране - а значит и в мире. Боевые будни - в репортаже Кирилла Полиенко.
17 декабря 2011, 13:59
Вести новосибирск

Пусковые установки, машины сопровождения, обслуживания, охраны. Все вместе составляют целый караван. Когда и откуда выехала эта колонна, куда она движется - информация с повышенным грифом секретности. Впереди боевое дежурство. Возможность работать на любой территории и быстро менять позиции дает "Тополям" решающее преимущество.

Зимой, когда дорожные условия далеки от идеальных, колонна военной техники движется относительно медленно. Но никуда не торопиться - это роскошь позволительная. Впереди, насколько хватает взгляда до самого горизонта, нет ни одной машины. Это требование безопасности. На пути у ракетных дивизионов не должно быть препятствий.

На полевой позиции комплексы готовят к работе. Когда-то на перевод межконтинентальных баллистических ракет в боевое положение уходили часы. Сейчас - минуты.

Многотонная установка кажется невесомой и будто парит над землей. Её аналогов в мире не существует. Это триумф инженерной мысли. Ядерный зонтик раскрыт. Остался последний штрих.

Четкие, слаженные движения. Уложиться в нормативы - которые, кстати, постоянно ужесточают - нужно не просто из спортивного интереса. Это гарантия выживания.

Александр Копылов, командир ракетного дивизиона Гвардейской ракетной Глуховской дивизии: "Для технических средств разведки он будет невидим и дольше неузнаваем. Это гарантирует выполнение боевой задачи этим конкретным агрегатом".

Надежная маскировка - лишь одно звено в системе безопасности. Вся полевая позиция - закрытая территория. Вокруг несколько колец обороны. Ядерное оружие - охраняющее мир и покой страны - само находится под постоянной охраной. Защиту обеспечивает специальное подразделение. Умение действовать в различных критических ситуациях бойцы оттачивают постоянно.

Легенда этих учений мрачна, но реалистична. Диверсанты напали на автомобиль, перевозивший ядерную боеголовку баллистической ракеты. Подобная успешная операция в реальной жизни могла бы нанести непоправимый ущерб имиджу Вооруженных Сил и всей страны.

Сергей Козьминых, командир роты противодиверсионной борьбы Гвардейской ракетной Глуховской дивизии: "Наша задача - отражение нападения и блокирование районов. И захват по возможности противника - именно по возможности - живыми".

Прежде чем попасть в это подразделение, бойцы проходят сквозь многоступенчатое сито отбора. Непременные начальные условия - психологическая устойчивость, отменное здоровье. Но одной физической силы недостаточно.

Сергей Иванов, помощник командира батальона охраны и разведки Гвардейской ракетной Глуховской дивизии: "Есть разная специфика, и люди могут просто не потянуть. Не обязательно быть спортсменом, главное, чтобы личный состав имел желание, был блеск в глазах. Тогда мы берем к себе".

Гвардии майор Иванов со своими подчиненными проводит больше времени, чем с семьей. В таком - домашнем виде - его увидишь нечасто. Сыну Матвею всего 9 месяцев, но поиграть с ним удается только урывками.

Сергей Иванов, помощник командира батальона охраны и разведки Гвардейской ракетной Глуховской дивизии: "По времени, конечно, мало получается уделять детям внимания, но стараемся".

Офицер служит не ради наград и благодарностей - говорит Сергей. Просто нужно выполнять эту важную работу. Ради неё действительно приходится жертвовать самым дорогим. На дежурстве боевые расчеты пуска могут находиться неделями - в отрыве от дома и родных. В семьях офицеров к этому относятся с пониманием.

Владимир Приходько, командир ракетного полка Гвардейской ракетной Глуховской дивизии: "Не угадаешь, какие события можешь пропустить. Я вот день рождения встречал летом с началом полевого выхода на позиции. Рождение ребенка - у меня родилась дочь. Если такое случается, офицеры правильно понимают такие трудности. Хотя я не считаю это трудностью. Это боевая работа и мы с ней справляемся".

Дни до конца дежурства солдаты и офицеры, как правило, не считают. Просто знают - любое даже самое долгое дежурство рано или поздно закончится. Прозвучит долгожданная команда - "свернуть агрегаты". И снова доведенные до автоматизма движения и считанные минуты на выполнение всех операций. Алгоритм действий тот же, что при размещении на позиции - повторяется уже в обратном порядке.

Сергей Киселев, электрик-дизелист: "Очень впечатлительный момент, много нового и интересного. На каждом полевом выходе отрабатываем новые приемы. Техника интересная у нас. Агрегаты работают хорошо, не подводят. Еще не было никаких неисправностей".

Такие оценки подтверждают и специалисты. Учебно-боевые пуски "Тополей" неизменно завершаются успехом. Так что комплекс, который стоит на вооружении больше двух десятков лет, может послужить и до конца этого десятилетия. Но на подходе - последнее поколение этих систем. В войска начали поступать более мощные мобильные комплексы "Ярс". В Новосибирской дивизии первый полк укомплектуют в следующем году.

Сергей Шимотюк, заместитель начальника штаба Гвардейской ракетной Глуховской дивизии: "Старые комплексы будут уходить на заводы и арсеналы, и постепенно новые будут ставиться на боевое дежурство, выполняя тем самым программу перевооружения до 2020 года. Такого, чтобы было снижение боевой готовности - такого не будет".

Все "Тополя" в дивизии заменят задолго до завершения программы перевооружения армии. Уже через несколько лет могучие комплексы уйдут на покой - выполнив свою миссию. Но пока - даже возвращаясь в свои ангары, - они готовы в любой момент ответить на потенциальный вызов из-за пределов страны. И самим фактом своего существования вселяют уверенность, что этот вызов не будет брошен.

читайте также