В Новосибирске восстанавливают легендарный истребитель «Чайка»

12 октября 2019, 09:00
На реставрацию ушло больше полугода. Самолёт «И-153» запустили в серийное производство ещё в 1939 году
«И-153» прозвали «Чайкой» - за особую конструкцию центроплана. Как размах крыльев птицы. Такое решение позволило уменьшить сопротивление, увеличив скорость. От предыдущих моделей «Чайку» отличало и убираемое шассе. Еще плюс 30 процентов к быстроте полёта. Маневренный - и лёгкий. Каким и должен быть истребитель.

«Обтяжка, снаружи обшивка она выполнена из ткани. Ткань аст-100, если я не ошибаюсь, которая пропитана в несколько слоёв, специальным лаком эмалитом и выглядит соответствующим образом и жёсткость добавляется конструкции», - рассказывает Максим Ушаков, слесарь-сборщик компании «Авиареставрация».

Скорость самолёт и защищала, говорят авиареставраторы. В корпусе - ни грамма брони, только бронеспинка на сиденье пилота. На вооружении - пулемёты, синхронизированные с двигателем. Особая система позволяла пилоту стрелять через вращающийся винт.

Разработку конструктора Поликарпова «запустили в серию» в 39-м. Сняли с производства уже через 2 года. Устарел. До победы «дожили» лишь несколько десятков истребителей этого типа. До наших дней ни одного. Сегодня все «Чайки» - так или иначе восстановлены.

В России практически не сохранилось технической документации времён Второй мировой войны. Чертежи либо уничтожались, поскольку были секретными. Либо утеряны, так же как и сами лётные машины. Соответственно авиареставраторы часто вынуждены чертежи восстанавливать по останкам самолётов, которые находят в озёрах, болотах, местах боевых сражений.

Воспроизвести авиареставраторы стараются и технологии сборки. Максимально сохранить родные детали. Хотя новодел-аналог создать зачастую проще. В этой железной птице - половина деталей оригинальные.

«В том числе и поэтому она более ценна, потому что на ней стоят детали родные, к ним прикасались наши предки. На них летали лётчики, защищали нашу родину», - говорит Виктор Лушин, главный инженер компании «Авиареставрация».

 До сих пор в России была лишь одна железная «Чайка», в Москве, истребитель также реставрировали новосибирцы. Теперь - две. Макет воссоздают для уральского музея техники. В Верхнюю Пышму самолет планируют отправить в ближайший месяц.

Подписывайтесь на наш канал в OK, чтобы оперативно получать свежие новости