Российский балет под угрозой. Новые стандарты образования вызвали бурную дискуссию


Не разрушит ли модернизация трехсотлетние традиции, которые вызывают профессиональную зависть во всем мире. Балетные звезды зажигаются редко, и проглядеть их недопустимо.
13 февраля 2011, 13:50
Вести новосибирск

Валентина Дергачева, ученица Новосибирского хореографического училища: "Я бы хотела быть похожа на Галину Уланову, она и скромная и очень красиво танцевала. Мне она очень нравится".

Балетные дети даже внешне мало напоминают сверстников из обычной школы. Нет инфантильности, безалаберности и хулиганства. С 7 утра и до позднего вечера. Предметы из обычной школьной программы, а также музыка, профессия. Сутки с перерывом на сон.

Алёна Дякина, ученица Новосибирского хореографического училища: "Где-то находим свободную минутку, делаем общеобразовательные предметы, успеваем".

Для многих балетных само обучение классическому танцу - сон наяву. Впереди свет софитов.

Семен Чудин сейчас один из лучших танцовщиков в России. Для многих нынешних выпускников он вполне осязаемая профессиональная "планка", дотянутся до которой, казалось бы легко, просто нужно стараться.

Немного терпения, труда, куража, таланта и смелости. И всё возможно, но даже опытные педагоги не всегда могут выявить "звезду" в общем потоке учеников. Физические данные здесь не решающий фактор.

Людмила Кондрашова, преподаватель Новосибирского государственного хореографического колледжа: "Бывают данные средние, мы называем средние, но голова просто светлая, умная, хорошая голова - он может добиться".

Иметь четкий ориентир - как воля к успеху. Вот только "звезды" балета рождаются раз в 10, а то и 20 лет. Быть отличником мало.

Татьяна Капустина, педагог Новосибирского хореографического колледжа: "Если в нем заложена внутренняя "звездность", способность к танцу, координация, музыкальность, внутренний темперамент актерский, то он пойдет! Конечно, с ним легче работать".

Начинают карьеру с 10 лет, здесь 1-й класс хореографического колледжа, соответствует 5-му классу обычной школьной программы. При этом балетные получают комплекс знаний - танца, музыки и многих сопутствующих предметов. Это не вписывается ни в один стандарт образования.

Никита Колтунов, ученик Новосибирского хореографического колледжа: "Я с детства хотел заниматься балетом. Когда в первый раз увидел, сразу понял, что это моё".

В конце прошлого года балетная общественность направила открытое письмо правительству. Сейчас все творческие школы и колледжи, где воспитывают будущую творческую элиту, по сути, вне закона. Проблема обсуждается как в балетном мире, так и актерском, музыкальном, художественном, цирковом. Все профессиональные мастерские для одаренных детей на грани уничтожения.

Александр Шелемов, художественный руководитель Новосибирского хореографического училища: "Под эти рамки мы не помещаемся, приняв эти законы, получилось так, что мы туда не помещаемся. Мы обязаны как дополнительное образование переходить в этот ранг, как школы искусств. Или принимать детей с 15-16 лет".

Это упущенное время - потеря физических данных, необходимых для танцевальной карьеры. Александр Шелемов знает, о чем говорит. Его ученики блистают во многих театрах. Двое из них уже "звезды" современного российского балета - Габышев и Чудин. Педагог уверен, что у сибирского балета большое будущее, ведь танцевальные его особенности - синтез двух 300-летних традиций классического искусства Москвы и Санкт-Петербурга. Ведь основали его ученики этих балетных школ.

Александр Василевский, директор Новосибирского хореографического училища: "Они дополняли друг друга и не только в традициях, но использовали нюансы, особенности каждой школы в положительном отношении. Они пытались достать главное, сберечь и передать ученикам".

Федеральных балетных школ всего 4 в стране. Новосибирский хореографический колледж уже 55 лет, со дня основания, является кузницей особенных кадров. Расцвет театра оперы и балета связан уже с его первыми выпусками. И сейчас лучшая балерина России 2010 года - Анна Жарова гордится своим образованием.

Анна Жарова, балерина Новосибирского государственного театра оперы и балета: "Я считаю, что эту систему нельзя менять, потому что она подобрана годами. Если в общеобразовательном учреждении и институте человек может выбирать какие-то предметы, здесь все-таки есть какие-то определенные фиксированные позиции, которые не следует трогать".

Анна переживает за будущее российского балета. Престиж страны напрямую зависит от достижений в области искусства, науки и спорта, а балет во все времена был визитной карточкой на лучших площадках мира. Имена Павловой, Улановой, Нуреева, Барышникова и многих других Великих ассоциируются исключительно с российской танцевальной школой.

Балетные дети первые шаги на театральной сцене делают практически сразу. Они задействованы в постановках в качестве пажей, фей, троллей, впереди большие и самые главные роли. Ради них они готовы отказаться от детства, культивировать в себе терпение и работоспособность. Пенсионный возраст балетных как у шахтеров - 38 лет. По трудозатратам и износу организма эти профессии сравнимы, разница в образовании.

читайте также