Сегодня День коренных народов, первопроходцев, тех, что первыми освоили те или иные территории


И только потом они приросли другими людьми, приезжими, которых сегодня в мире принято называть нацменьшинствами. Где и как живут коренные народы Сибири?
9 августа 2011, 13:23
Вести новосибирск

Республика Хакасия.

Сейчас у хакасских детей есть возможность учиться в национальной гимназии и знакомиться с литературой на родном языке. Кроме того, в регионе весьма популярны музыкально-драматический театр "Читiген" и Хакасский национальный театр кукол "Сказка".

Однако еще несколько лет назад хакасскому народу буквально пришлось отстаивать свои права на культурное наследие. Самая масштабная "борьба" развернулась вокруг каменного изваяния Улуг Хуртуях Тас. Почти полвека оно находилась в краеведческом музее республики. Все это время попытки местного населения вернуть великую каменную матерь на прежнее место были тщетны. Лишь в 2003 году Совет старейшин Хакасского народа добился ее возвращение в аскизскую степь. Сегодня "Хуртуях-Тас" самый посещаемый музей под открытым небом в Хакасии. Ежегодно к каменному изваянию приходят тысячи человек. Больше всего просьб о покровительстве звучит от местных жителей.

Леонид Горбатов, и.о. директора музея под открытым небом "Хуртуях-тас": "Великая каменная матерь - это как гарантия для них, что у них будет все хорошо. У них есть вера, а вера действительно помогает человеку жить".

Молодые пары в день бракосочетания с поклоном обязательно заглянут к каменной матери. Женщины просят в потомство здоровых детей. Мужчины - чтобы новая жизнь была счастливой. Ведь по хакасскому преданию, каменное изваяние обладает большой силой.

С давних времен местные женщины молили идола исцелить их от бесплодия. К защитнице материнства и сейчас обращаются бездетные пары. Они оставляют у ее подножья подарки. На удивление самих работников музея, многие возвращаются и одаривают идола снова. Уже игрушками своих новорождённых детей.

8 лет назад возвращение великой каменной матери на ее историческое место стало большой победой хакасского народа в борьбе за свою культуру. Сегодня же сохранению национальных обычаев в республике уделяют огромное значение.


Республика Бурятия.

Из материалов ученых историков следует. Из сорока малочисленных народов России в Бурятии проживают две группы - сойоты на юге и эвенки на севере. Хотя эвенки живут сегодня в 11 регионах страны, именно Байкальский регион ученные считают прародиной эвенкийского народа.

Для эвенков, как и для сойотов, природа остаётся родным домом. Рыбалка и охота - основным видом деятельности. Правда, заниматься привычным промыслом все чаще не дают законы. Республиканское постановление урезало квоту рыбакам. Представители коренных малочисленных народов, кто веками кормился дарами священного озера, остались, как говорится ни с чем.

Надежда Шеметова, директор АУК Республиканский центр эвенкийской культуры "Арун": "В обществе сложилась неправильное суждение, что если ты представитель - тебе манна небесная. Это не правильно. Единственно, что мы хотим жить на своей земле и пользоваться теми биологическими ресурсами, которые необходимы".

На территории современной Бурятии проживают две с половиной тысячи эвенков. Сойотов немного больше. И эту численность представители этносов с радостью признают хоть медленно, но увеличивающейся. Такие данные прозвучали на прошедшей в Улан-Удэ межрегиональной конференции, где коренные малочисленные народы Дальнего востока и Сибири обсудили пути сохранения национальной культуры. В Бурятии, к примеру, в местах локального проживания эвенков в школьном расписании до сих пор значится изучение эвенкийского языка.

Пропагандой эвенкийской культуры без малого двадцать лет занимается и ГТРК "Бурятия". Телепрограмма "Улгур" посвященная культуре и быту эвенкийского народа с завидной регулярностью выходит в эфир. Так экскурсы в прошлое спасают от невежества все новые поколения, всесторонне и целенаправленно бьют по незнанию, возвращая к традициям предков.

читайте также