Скандинавское эхо. Как охраняют людей на отдыхе в Новосибирской области?


Внутренний терроризм. Это словосочетание вошло в активный оборот на минувшей неделе. Теракты в Норвегии взорвали общество дискуссиями. Какие процессы привели к расстрелу людей на острове Утойя? Возможно ли такое в других странах?
31 июля 2011, 16:08
Вести новосибирск

Известна тенденция - у успешных террористов обязательно появляются "последователи". Как защитить себя и своих близких? Ответы на эти вопросы искала Лидия Донцова.

Журналисты в роли террористов. Шлагбаум, охрана, рации, видеокамеры. Детский лагерь имени Кошевого кажется неприступным. Вооружившись видеокамерой, наша съемочная группа попытается проникнуть на территорию. В нескольких метрах от охраняемого главного входа - открытая калитка, пройти может любой. Соседний "Тимуровец". Здешним охранникам отражать вооруженное нападение уже приходилось.

Сергей Маньков, генеральный директор городского оздоровительно-образовательного центра "Тимуровец": "В ночное время пытались прорваться на Мерседесе с пьяными водителями. Шлагбаум сбили. Прорывались туда на территорию. Потом его кое-как остановили".

В случае ЧП полицейские на помощь едут из соседнего района за двадцать километров. Весной в зонах детского отдыха региональное ГУВД планировало поставить опорные пункты. Помешала реформа.

Что произойдет, если стрелять начнут, например, на острове Кораблик? Как быстро сможет добраться туда новосибирская полиция? На чем? Достаточно ли у нее технического оснащения и навыков? Ответа на эти вопросы нам получить не удалось. Силовики предпочитают не нагнетать обстановку. Говорят лишь - все под контролем.

В Норвегии полиция не могла добраться до стрелка два часа. В Новосибирской области, в Кирзе не стреляли. Двадцать человек, вооруженных монтировками и битами, избивали всех, кто попадался под руку. Милиции не было вовсе. Следователи приехали уже к месту убийства.

Откуда в более или менее благополучном обществе внутренний терроризм? Причина - демократия и массовые коммуникации. Такую версию предлагает новосибирский социолог Надежда Вавилина. Общество, где у каждого масса возможностей и в то же время невероятно жесткая конкуренция, порождает неудачников с нереализованными амбициями.

Интернет и телевидение дают множество сценариев быстрой славы.

Надежда Вавилина, социолог: "Коммуникации - это некие эмоциональные взаимодействия, которые иногда в этом мире, когда тут только что какие-то арабские революции случились, события в Африке какие-то произошли. Когда вот эти эмоции формируются индивидами, когда они очень быстро превращаются в личные эмоции, то возникает ощущение, что с помощью таких инструментов можно достичь быстро и большего".

К такому проявлению террора общество оказалось не готово. Как не готовы оказались и молодые люди на острове Утойя - к тому, что человек в полицейской форме откроет по ним огонь. Может быть, именно поэтому и жертв так много. И ощущение, что никто не сопротивлялся.

Евгений Александров, психотерапевт: "Вот эта цивилизация, вот этот легкий налет цивильности, он у многих людей убрал способность защищаться, вот это дикое стремление выжить любой ценой, вцепиться зубами в горло врагу - вот это ушло вглубь и сразу оно не выскочит".

Готовым нужно быть ко всему. Под таким девизом живут сурвайверы. Они заранее продумывают, как выжить в кризисной ситуации: в случае ядерной войны, экономического краха или вооруженного конфликта. На одном из сайтов выложили и правила поведения перед лицом вооруженного террориста.

По возможности, скорее возьмите себя в руки и не паникуйте. Не пытайтесь завладеть оружием и вести бой. Подготовьтесь физически, морально и эмоционально к возможному трудному испытанию. Если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы уменьшите потерю крови.

Универсального рецепта нет, считают психологи. Массовый террор жертв не выбирает. Им просто не повезло оказаться в этом месте в это время.

Евгений Александров, психотерапевт: "Патриотические школы, школы выживания, секции рукопашного боя, казацкие школы - они учат человека выживать, биться за свою жизнь. Но опять же, все 100%, они же не могут. Где тогда жизнь, если мы будем только выживать?".

Россию спасет не тотальный, а социальный контроль. Так считает Надежда Вавилина. За красивым словосочетанием - банальный интерес к жизни соседа, житейское любопытство. Нам по-прежнему не все равно, чем занимается Иванов из квартиры напротив и что за люди приходят к Петрову из квартиры снизу. На Западе, с его неприкосновенностью частной жизни, такой интерес неуместен.

Надежда Вавилина, социолог: "Не надо вот эти простые формулы нашего общения превращать в ненужные атрибуты, то есть вот "увидел - донес". Давайте будем в более сложно модели жить продолжать, может быть, это нас спасет в этой ситуации. "Увидел - подумал - предупредил".

Анализировать. Социологам - процессы в обществе. Полиции - поведение отдельных его представителей. И каждому - самому думать о собственной безопасности, о безопасности соседа. Когда трагедия случается, виноватых искать уже поздно.

читайте также