Сто лет самолетоплаванию Новосибирска


28 августа 1911 года, через 8 лет после исторического полета братьев Райт в США, над Новониколаевском впервые поднялся в воздух аэроплан. Пилотировал его легендарный летчик Яков Седов-Серов.
28 августа 2011, 19:12
Вести новосибирск

Всего за один век авиация из дела горстки энтузиастов превратилась в большой бизнес. Мощное оружие в военном противостоянии. Правда, для романтиков, метящих в небо, ничего не изменилось. Компоновка легких самолетов осталась прежней. Законы аэродинамики незыблемы. Паропланы конструкции начала 20 века все так же воспитывают характер молодых пилотов.

Юрий Мохов, заведующий лабораторией факультета ФЛА НГТУ: "В данном случае вы видите экземпляр реплику самолета ПО2 или У2. Этот самолет Поликарпова был самым массовым учебно-тренировочным средством".

Конечно, времена, когда каждый хотел стать пилотом, прошли. В эпоху больших денег романтикам негде развернуться. Подготовка к покорению неба стала делом дорогим, дорогой избранных. На помощь приходят новые технологии. В Новосибирском учебном авиационном центре научились снижать затраты на подготовку пилота в 5-10 раз. Поставили компьютерный тренажер. Можно начать заниматься с 10-ти лет. Те, кому рано за штурвал, занимаются авиамоделированием. Поток желающих не иссякает.

Валерий Домрачев, директор Новосибирского авиационного центра имени А. И. Покрышкина: "С каждым годом возрастал до определенного момента. До 2009 года. У нас было подготовлено до 2,5 тыс. Потом несколько сократилось финансирование... Сейчас больше будем обращать внимание на тренажную подготовку - у нас, в Красноозерке. И ребят, которые закончат и захотят учиться, направим в летное училище".

Российскому воздухоплаванию есть куда развиваться. В прошлом году отечественные авиакомпании перевезли 47 млн. пассажиров. Активные граждане поднимаются в небо по нескольку раз в год. Получается, постоянно летает на самолетах 12-15 миллионов россиян. Связано это и с дороговизной авиабилетов, и с сокращением числа действующих аэропортов.

Владимир Костин, председатель регионального отделения МАРАП: "У нас был последний аэропорт местных воздушных линий - аэропорт Северный, который прекратил свое существование. А до перестройки здесь было больше 20 аэропортов местных воздушных линий, которые постоянно функционировали. Летали АН2, Л410 и многие другие, которых сегодня нет на рынке. Причин тому много. Но сейчас правительство предпринимает все меры, чтобы энтузиастам авиации было предоставлено небо".

В Новосибирской области сейчас не больше двух десятков частных воздушных судов. Из них шесть - вертолеты, остальные - легкие самолеты. Давайте сравним. В Латвии - больше 200-от, в Европе - 50 тысяч, а в Соединенных штатах и вовсе 250 тысяч бортов. Америка каждый год бьет собственные рекорды. В прошлом году из 800 млн. авиапассажиров 100 млн. перевезли частные воздушные суда. Больше полумиллиона простых американцев имеют права частных пилотов.

До последнего времени российское небо оставалось фактически закрытым для частников. На согласование полета приходилось тратить больше суток. За это время часто отпадала сама потребность лететь. Только 1 ноября 2010 года в России вступил в силу порядок организации полетов, принятый во многих странах мира.

Владимир Костин, председатель регионального отделения МАРАП: "Жванецкого знаете? Одна из гениальных его вещей. В мужчинах заложено чувство ритма. Ему нужно только позволить. Оно в каждом есть. Нам нужно только позволить делать то, что нужно делать сегодня для страны".

Как и Владимир Костин, Юрий Мохов - предан небу. С 70-ых летал на дельтапланах. Которые сам и строил. Больше десяти лет назад на его кафедре в техническом университете решили возродить студенческое конструкторское бюро. Изначально ставилась абстрактная цель - расширить кругозор студентов. Но по ходу работ возникла идея построить летательный аппарат доступный каждому. И группе молодых ученых во главе с Ильей Зверковым это удалось. Их планер весит чуть больше 100 кг, собирается за 2 часа. И запустить его можно, разогнав автомобилем.

Юрий Мохов, заведующий лабораторией кафедры ФЛА НГТУ: "Чем прекрасна эта идея? Сейчас простому человеку пробиться в воздух трудно. А у нас можно запускать лебедкой. Он может быть вне инфраструктуры аэропортовой".

Наша авиационная держава производит все меньше пассажирских самолетов. с 80-ых годов производство сократилось с тысячи до десятка в год. Но федеральная политика не мешает энтузиастам, стремящимся в небо. Как и сто лет назад, они находят время и возможность отрываться от земли.

читайте также