150 лет со дня рождения академика Чаплыгина: как жил и работал ученый в Сибири


150 лет со дня рождения академика Чаплыгина отметили в Новосибирске. Как жил и работал в Сибири человек, научивший летать современные самолёты?
9 апреля 2019, 09:00
Вести новосибирск

Это - аэродинамическая труба, деревянная, первая за Уралом, где испытывали первый советский реактивный самолёт. Построена в годы войны, при активном участии Сергея Чаплыгина. Установка работает до сих пор, она - памятник усилиям инженеров и главный "нерв" исторического стремления новосибирцев к полётам. Академик Чаплыгин приехал в Новосибирск из Москвы в эвакуацию: здесь предстояло продолжить испытания новейших самолётов. Умер спустя два года: подвело здоровье. Но успел начать строительство учреждения, которое вскоре прославится как Сибирский институт авиации. Здесь уже много лет проверяют теорию на практике.

Антон Лучанский, корреспондент: «Y=pvГ - формула принадлежит основоположнику аэродинамики Жуковскому. Вся, кроме последней буквы. "Гамму" добавил Чаплыгин. Раньше была чистая теория, а потом стала уже инженерной наукой. Именно благодаря ей летают самолёты, это - формула подъёмной силы крыла».

Алексей Серьёзнов, научный руководитель Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина: «Те формулы, которые были получены им, или те соотношения математические, - они и сегодня помогают проектировать самолёты, создавать современные профили крыла, и ни один самолёт в мире не летает без профилей, в своё время разработанных Чаплыгиным».

Личных вещей Чаплыгина почти не сохранилось. А вот - то, что имеет отношение к началу испытаний самолётов. Собрали экспозицию сотрудники музея Новосибирска: чертежи, журналы по авиастроению, документы, фотографии и, конечно, - модели. Часть собрали руками современных школьников, учащихся аэрокосмического лицея, часть - исторические, которые "продувались" в знаменитой аэродинамической трубе.

Игорь Минов, сотрудник Музея Новосибирска: «Это всё сделано руками. И мы попытались передать всю сложность науки, и всю сложность и даже, некую прелесть, ручного труда в авиации».

Руками в те годы делали многое, и делали на совесть. Поточным это производство стало, в первую очередь, благодаря таким самоотверженным учёным и организаторам как академик Чаплыгин.

читайте также