Новосибирские физики-ядерщики стерилизуют продукты облучением


Меж тем новосибирские физики-ядерщики готовятся к революции в пищевой промышленности. С этого года в России для пастеризации продуктов питания разрешено использовать ускорители. Технологию электронного облучения давно применяют во всем мире, у нас табу сняли только сейчас. В институте ядерной физики метод используют пока лишь в тестовом режиме. И сегодня, в День российской науки, наши корреспонденты решили взглянуть - как облучают продукты и они от этого не становятся вреднее.
9 февраля 2016, 10:36
Олеся Герасименко, Дмитрий Иванов
Вести новосибирск

Каждый в герметичной упаковке. Излучение стерилизует медицинское изделие за секунды. Даже распаковывать коробку не нужно. Стерилизация на конвейере, для процесса используются пластинчатые конвейеры. С нашими физиками работает вся Сибирь. Следующий шаг - от халатов и масок к продуктам питания. Но как есть, к примеру, облученную морковь? Без страха и лишних домыслов, настаивают учёные.

Александр Власов, Младший научный сотрудник, оператор: « Остаточной радиации здесь нет, поскольку энергия электронов достаточно маленькая. Остаточная радиация начинает появляться после 10 МЭФ. Здесь никакой остаточной радиации, ничего нет».

Не подвергая сомнению слова физиков, проверяем безопасность обработки. С собой - набор овощей и фруктов. Ускоритель - за стеной метровой толщины. Проходить туда, когда комплекс, работает смертельно опасно.

Олеся Герасименко, Корреспондент: «Начинаем наш эксперимент. Кладём продукты, которые мы с собой привезли, на конвейер. И через несколько минут они пройдут тестовую электронную обработку».

Пучок электронов пронзает пакет. 30 секунд и все болезнетворные микроорганизмы уничтожены. На выходе замеряем радиационный фон. В зале он даже ниже нормы.

Александр Брязгин, Заведующий радиационным центром Института ядерной физики СО РАН и НГУ: «Вот мы его сейчас почистим. Внешний вид не изменился, запах тоже не изменился. Не изменился? нет, всё в порядке».

Да и вкус ничуть не пострадал. При этом наши фрукты останутся свежими намного дольше, чем без обработки. Сейчас в развитых странах до трети продуктов покупатели выбрасывают: в большинстве случаев еда портится у нас, в холодильниках. Меж тем, ростом населения планеты человечеству грозит дефицит продовольствия. Вопрос сохранности продуктов - вопрос выживания. Какой метод выбрать: химический или электронную пастеризацию? Физики категоричны.

Александр Брязгин, Заведующий радиационным центром Института ядерной физики СО РАН и НГУ: « Время хранения продукта вырастает в несколько раз. При этом не используются консерванты, Е с разными цифрами. Очень вредными для здоровья».

Метод применяют во всем мире. Более того - на Западе давно используют новосибирские ускорители. Чтобы поставить на поток обработку продуктов в России - нужны чёткие правила. Даже межгосударственный стандарт, вступивший в силу в январе, определяет далеко не все. Например, какой должна быть максимальная мощность ускорителя? Когда требования станут понятны для всех игроков рынка, у новосибирцев есть все шансы стать лидерами. 

Олеся Герасименко, Дмитрий Иванов
читайте также