Учёным выделили грант на изучение народов Сибири


Сумма мегагранта составила больше 60 миллионов рублей
25 апреля 2021, 16:06
Вести новосибирск

Обряд поклонения Алтаю ─ древняя традиция, восходящая к шаманским обычаям. Лепёшки, сыр, толокно из ячменя, варёная баранья голова: богатый стол алтайцы готовят не для себя, для духов в благодарность за урожай и достаток. Культуру предков изучает Надежда Ойноткинова, алтайка, доктор филологических наук.

«В местах, где проводят такие моления, установлены сакральные жертвенники, куда складывают ритуальную пищу. Сжигают баранью голову, поскольку баран означает почёт и достаток», ─ рассказывает доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института филологии СО РАН Надежда Ойноткинова.

Исследование Надежды Романовны ─ часть большого проекта, посвящённого культуре этносов Сибири и Дальнего Востока. В течение трёх лет сотрудники Института филологии должны изучить фольклор, язык, литературу коренных и переселенческих народов от самых крупных ─ русских, бурятов, якутов, до малочисленных ─ челканцев, шорцев, коряков, алюторцев.

«Итогом должна явиться концепция культурных универсалий. По сути, глубокое понимание того, что связывает в истории и современном состоянии народы, которые объединены в рамках одного большого государства Российской Федерации», ─ пояснил директор Института филологии СО РАН, доктор филологических наук Игорь Силантьев.

Какой представляют родину сибирские этносы? Чем похожи между собой герои их сказаний? Например, образ сироты прослеживается в эпосах тюркских и монгольских народов. Любопытна и трансформация мифа о Сибири: это и место ссылки, и территория освоения, и место трудового подвига. Найти общее в лексике, звучании речи, традициях народов, разделённых тысячами километров ─ задача, сродни детективной.

Заместитель директора Института филологии СО РАН Игорь Ким отметил большую работу фонетистов, например, по исследованию интонаций фольклорного текста.

Исследовательских направлений так много, что под мегагрант создали новую лабораторию. В её работе принимают участие более 60 учёных из разных регионов страны: лингвисты, литературоведы, фольклористы. Три года масштабной и скрупулёзной работы. Например, один из многочисленных проектов в рамках гранта ─ интерактивный словарь лексики духовной культуры: несколько сотен слов, связанных с мифологией, религией, традиционными верованиями народов Сибири. Их сможет изучить каждый на специально созданном сайте. Представить его учёные планируют к концу 2021года. Как он будет выглядеть, старший научный сотрудник Института филологии СО РАН Елена Тюнтешева объясняет на примере обычной карты:

«Например, слово «паба» будет высвечиваться только в республике Хакасия, слово «ода» ─ на Алтае».

Исследователи смогли воочию наблюдать ритуалы юганских хантов ─ обряд почитания дочерей Анки-Пугос, одной из главных женских божеств. По легенде, она отправила их помогать хантам. А теперь народ благодарит их за покровительство. Подобные обряды ─ древние инструменты общения с духами.

Задача учёного ─ увидеть вековые традиции в ткани повседневной жизни. Например, рецепт выпечки хлеба, которому сотни лет, оберегаются поколениями.

В сёлах и родовых поселениях ещё живут энтузиасты-хранители. Фиксируют, записывают, помнят ритуалы и традиции собственного народа. Для исследователей они на вес золота. Ведь языки уходят, как и люди, а вместе с ними и часть того, что определяет нашу цивилизацию.

«Нас волнуют вопросы, что такое язык, почему возможна коммуникация. Мы хотим понять не про русский или английский язык, а вообще как устроено мышление. Для этого нам нужны знания о максимальном количестве языков, их необходимо описывать. Например, нганасаны: их осталось меньше 1000 человек, и мы рискуем потерять эту культуру», ─ рассказывает младший научный сотрудник Института филологии СО РАН Тимофей Тимкин.

Сергей Радаев ─ не лингвист и не литературовед, он ─ телеоператор ГТРК «Новосибирск». Его хобби ─ путешествие по Арктике. Сергей влюблён в безграничные просторы, свет и воздух. Север ─ это и зов сердца, и зов крови. Родная бабушка Сергея ─ чистокровная хантка. В объективе его камеры ─

национальная одежда, быт, песни и танцы эвенков, долган, ненцев, других северных народов.

Некоторые традиции северных народов, признается Сергей, могут шокировать горожан. Например, традиция есть сырое мясо оленя, и пить его кровь. Но с таким встречался редко. Отзывчивость северян ─ вот что по-настоящему западает в душу. На Севере отношения между людьми более открытые и понятные, говорит Сергей.

Язык и традиции коренных народов ─ жемчужины духовного наследия современного мира. Чуваши, нганасаны, тувинцы, мордва, коряки, десятки других уникальных этносов. В их разнообразии ─ богатство и магия российской культуры. Это только наши сокровища, и только мы их можем сохранить.

читайте также