В Краснозерском районе град скосил то немногое, что удалось спасти от зноя


Это лето словно взялось проверить сибиряков на стойкость. Изнурительно жаркий и засушливый июль, как оказалось - цветочки. На этой неделе дождались ягодок. Вернее, града... размером с куриное яйцо.
19 августа 2012, 15:54
Вести новосибирск

Сегодня градины величиной с куриное яйцо хранятся почти в каждом холодильнике у жителей Петропавловки и Мохнатки. Такого разгула стихии здесь не видели даже старожилы. За несколько минут уничтожен труд школьников. На приусадебном участке как после бомбежки. Побиты огурцы, капуста, картофель. Досталось и самой школе, а ведь ее тщательно готовили к приезду комиссии.

Николай Верба, директор петропавловской школы: "Досталось и частному сектору. Дома, которые еще вчера были украшением села - новенький сайдинг, пластиковые окна - сегодня больше напоминают решето".

Сергей Макушев, глава Мохнато-Логовского сельсовета: "Только по стеклу более 100 квадратных метров по жилым домам. Около 80-ти жилых домов. Особенно пострадали фасады, стекла, оконные рамы и шифер".

Сотни метров сорванных проводов. Десятки сломанных линий электропередач. Почти сутки райцентр и пострадавшие села провели в темноте. Восстановительные работы продолжаются и сегодня. И все же самый мощный удар стихии пришелся по краснозерским аграриям. Это поле хозяйства "Гербаево". Три сотни гектаров засеяны элитными семенами. Парование, удобрения... Все делали для того, чтобы взять отменный урожай.

Николай Морозов, директор хозяйства "Гербаево": "После 10 минут урагана я чуть дар речи не потерял. Когда приехал и посмотрел - во что вложены силы, средства, превратилось в ничто".

Поднять этот хлеб уже невозможно. Перепашут. На соседнем, фермерском поле ситуация не лучше. Александр Миллер за голову хватается - чем рассчитываться по кредитам?

Александр Миллер, фермер: "Едем, садимся утром в банк, отдаем комбайн. Мы не выживем. Ну продам я машину, у сына отберу - продам. Я все равно не выживу".

Без слез на свои деляны не может смотреть и Виктор Бридгер. В этом году фермер вошел в программу, хотел построить семейную ферму. Здесь выращивал корм. Учитывая засуху, взять надеялся 50-60 центнеров зеленой массы с гектара. Сейчас подсолнечник и суданскую траву разве что серпом поднимешь. Об увеличении поголовья даже не думает.

Виктор Бридгер, фермер: "Скорее всего, будем забивать. Сбрасывать до минимума. Кормить нечем, надо честно сказать".

Более девяти тысяч гектаров - таков урон от стихии. На фоне 200 тысяч, которые засевают в Краснозерке, кажется - капля в море. Но во многих хозяйствах град уничтожил все что вырастили и спасли от засухи. Под ноль...

Борис Кульпанов, начальник управления сельского хозяйства Краснозёрского района: "В среднем 70-75 миллионов убытка. Это предварительно. Но это не основное. В хозяйствах главы встали перед проблемой, как вести расчеты за паи? Неужели люди не поймут? Поймут... Но людям надо кормить личный скот".

Власти района все же надеются - крепкие хозяйства придут на помощь тем, по кому стихия ударила особенно сильно. А со своей стороны уже обратились в правительство области с просьбой дать аграриям фору и отложить сроки погашения кредитов. Хотя, справедливости ради стоит отметить - защитить себя крестьяне могли и самостоятельно. Но ни одно из уничтоженных полей не было застраховано.

Александр Баев, глава Краснозёрского района: "Это в обязательном порядке должно делаться. Понимаете, мы каждый год видим различные катаклизмы. Кого-то затопило, градом сносит, засуха. Сегодня любой сельхозтоваропроизводитель должен подумать, прежде всего, за себя. И сегодня есть такая возможность - страхование. И это сегодня так же необходимо, как дождь".

читайте также