Неравнодушные новосибирцы помогают брошенным старикам обрести дом


Жители заботятся о пенсионерах, от которых отказались их же родственники
25 октября 2020, 16:08
Вести новосибирск
В понедельник, 19 октября, в эфир «Вести Новосибирск» вышел сюжет о судьбе новосибирца, ветерана труда Владимира Ивановича Ивчатова. 40 лет Владимир Иванович проработал на Чкаловском заводе. Сейчас от 81-летнего пенсионера родственникам оказалась нужна лишь его квартира. Сам он живёт в условиях, которые мало кого оставят равнодушными - грязь, голод, забвение.

Таких, как Владимир Иванович, в регионе больше 20 тысяч. Без помощи государства - многим при живых детях - не прожить.

Корреспонденты «Вестей» сделали специальный репортаж: о чужих людях, которые оказываются таким пенсионерам ближе тех, кому старики посвятили всю жизнь.

Социальные службы региона продолжают принимать сообщения новосибирцев о пожилых людях, оставшихся без поддержки родных. С начала года обследованы условия жизни 45 000 стариков. Почти половина из них остро нуждается в помощи государства. Что делать, когда сосед потерял память, а родные ─ совесть?

Владимиру Ивчатову ─ 81 год. Из документов сохранился только военный билет, из диагнозов ─ только предположения. 40 лет трудился сантехником на заводе им. Чкалова. К Владимиру Ивановичу «Вести» пригласила его знакомая Надежда Сизикова. Пенсионерка давно приходит в его квартиру, убирает и готовит.

Пенсия, по словам, Владимира Ивановича, составляет около 30 тысяч рублей. Вот только денег давно не видел. Карточку, рассказывает, забрал внучатый племянник. Иначе, сказал, потеряешь. Пообещал покупать продукты и лекарства.

Раньше приезжал через 3 дня, рассказывает Владимир Иванович, но уже давно не появлялся. Его жена Марина долго обещала приехать, и только сегодня побывала. Свои вопросы внуку Владимира Ивчатова удалось задать и Надежде Ивановне. Ответ её удивил.

«Я спрашивала, почему вы не можете купить лекарства, когда вы сделаете телефон, когда купите телевизор. Он ответил, что покупал ему лекарства, он выпил всё сразу и долго спал».

Почему внук забыл о дедушке, но не забыл забрать пенсионную карту, присылает жену, и то редко? «Вести» решили спросить лично у родственников Владимира Ивановича. Разговор по телефону не заладился: матерные слова в ответ. Так заботиться о своих беззащитных родственниках могут только очень «любящие» люди. Ветеран труда показал передачку от внука, на которой он должен продержаться одну, а может быть, и больше недель: несколько банок дешёвой заварной картошки. В службе соцзащиты, узнав о проблеме, откликнулись сразу. Первым делом привезли продукты.

Теперь в холодильнике у Владимира Ивановича есть молоко, подсолнечное и сливочное масло, консервы, колбаса, хлеб, сметана.

─ В настоящее время проводится работа по получению документов, то есть устанавливаем связь с родственниками и прорабатываем механизм оказания помощи конкретному гражданину, ─ пояснила начальник отдела социальной поддержки населения администрации Дзержинского района Екатерина Тунчик.

Статистика неумолима. На каждую 1000 жителей области 15 человек без помощи государства не выживут. Причины разные: у кого-то не осталось ни одной родной души, о ком- то родственники вспоминают только в день получения пенсии. Бывает и по-другому, когда чужой человек становится самым близким.

В посёлке Рощинский Искитимского района дом Натальи Макаревич знают знают не только друзья и родственники ─ весь Искитимский район. Добротная изба, огород. В этом доме живут три старых человека: они не родственники Натальи.

У них всё, как в обычной семье: на завтрак ─ каша с какао, на сладкое ─ шарлотка. Процедуры. По вечерам ─ посиделки у телевизора, вместе смотрят и обсуждают сериалы. А еще, чтобы жить было веселее, поют.

Бабушка Галя живёт здесь всего несколько дней, поначалу боялась съесть лишний кусочек хлеба и выпить воды: дома дети не кормили, ругали... Со слезами на глазах Галина Александровна, говорит, к детям возвращаться не хочу.

«Мне здесь очень нравится, уход, внимание, общение, и не обижают».

Кормит, поит и моет пенсионеров бывшая санитарка местной больницы Наталья Макаревич. Рассказывает, сын - инвалид, помогать нуждающимся привыкла, жаль их. Да и остальные домашние к приёмным старикам относятся с душой, поддерживают, ухаживают. Младшая внучка учит буквы с дедушкой Колей, кормит

его с ложечки. Он здесь уже четыре года. Наталья забрала его из больницы, когда родные дети отказались от деда.

«У меня день расписан по минутам: встали, все процедуры сделали, позавтракали, а я пошла своими делами заниматься. Пришла, сказала: " Я ─ в огород, меня не терять". Мои подопечные отдыхают, меня ждут. Прихожу, спрашивают, что в огороде делала. Всё как в семье у нас», ─ рассказывает Наталья.

Это не приют. Официально статус семьям с приёмными стариками не дают: закона нет. Нет и платы на содержание. Помогают неравнодушные: памперсы привезут, постельное белье. Специальные кровати ─ тоже помощь благотворителей. Здесь любой помощи рады. Ремонт надо сделать. Всерьёз думают о пристройке: брошенных стариков хоть в очередь записывай. Взяла бы, да возможностей не хватает.

«Мнение о приёмных семьях неоднозначные. Некоторые думают, что таким образом люди зарабатывают деньги. Этот аргумент я бы поставила на 100-тысячное место, потому что очень нелегко даётся, ─ признаётся заместитель директора МБУ комплексный центр социального обслуживания населения «Вера» Галина Абрамова.

Таких семей, ставших самыми родными для одиноких стариков, в Искитимском районе четыре, всего в области ─ около 50-ти. Почти в каждой ─ минимум два дедушки или две бабушки, которые родным детям оказались не нужны. Здесь они счастливы, и дело тут не в деньгах. Увы, больше 20 тысяч беспомощных пожилых новосибирцев живут в одиночестве. Рассчитывать могут лишь на помощь государства и добрых соседей, которые вовремя сообщат в соцзащиту о тех, кто попал в беду.

«В учреждениях социального обслуживания действует выявительный принцип работы, когда помогает и система здравоохранения, и неравнодушные люди, ─ рассказывает заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области Лада Шалыгина. ─ Обращаются соседи, родственники, а социальные работники на основе их данных оценивают, какая помощь должна быть оказана».

Владимира Ивановича после выхода сюжета в эфир, забрал внук, Евгений Селезнёв, рассказали в соцзащите. То, что у деда был инсульт, узнал только сейчас, и старика наконец-то показали медикам. Внук уверяет: с дедом всё относительно нормально: лекарства купили, питается нормально.

Проверка условий, в которых живут старики под присмотром родственников, в функции соцзащиты не входит: нет ни прав, ни полномочий. Всё, на что может рассчитывать Владимир Иванович ─ это совесть внуков. Свою квартиру ветеран труда на них давно переписал.
читайте также